В начало >> Искусство >> Книги и музыка

Путеводная звезда


Автор: Жаухар Аппаева

Книги и музыка К 110-летию Али Шогенцукова

Имя Али Шогенцукова сегодня уже можно связать с определенным историческим периодом, который он озарил своей деятельностью и творчеством. Оно столь весомо, что память о нем вышла за пределы интересов специалистов-литературоведов и стала всенародной. Наряду с книгами самого поэта, нас сопровождают по жизни исследования о нем и его творчестве, музыкальные и драматические спектакли, телефильмы и, конечно же, произведения изобразительного искусства, как станкового, так монументального и прикладного характера, связанные с его личностью или творчеством. В числе любителей и ценителей его поэзии были и остаются и художники-книжники. Покоренные богатством и красотой поэтического языка, своеобразием образного мира Шогенцукова, они передают их средствами пластических искусств.
Первые издания произведений поэта ограничивались лишь скупым декоративным убранством. Сейчас количество книг Шогенцукова перевалило за два десятка. Правда, проиллюстрированы из них далеко не все. Участие художника в подготовке изданий нередко ограничивается только оформительской работой. Да и не все проиллюстрированные книги способны вызвать художественный интерес. Но есть и такие, что представляют двоякую ценность: как произведения литературы и изобразительного искусства.
Следуя методическим принципам и приемам, доминировавшим в советской книжной графике в довоенные годы, иллюстрации к «Камботу и Ляце» выполнил художник Владимир Овчинников. Они вошли в двухтомник поэта на кабардинском языке, увидевший свет в 1956 и 1961 годах. Автору удалось найти изобразительный эквивалент словесным образам шогенцуковской поэзии.
Очередное издание «Камбота и Ляцы» украсила иллюстративная серия, выполненная Владимиром Эздековым в технике «тушь, перо» с последующей подкраской рисунков. Образный мир Камбота и Ляцы трансформируется в серию сюжетных композиций - полосных иллюстраций и разворотов. Убедительные мизансцены, выразительные жесты рук персонажей помогают раскрыть содержание литературного произведения.
Роман в стихах «Камбот и Ляца» послужил источником вдохновения еще для нескольких кабардино-балкарских художников, причем и их подход к его иллюстрированию отмечен своеобразием структурного построения художественных образов и пространства рисунков. Графики Заур Бгажноков и Мухамед Кипов в «Камботе и Ляце» (Нальчик, 1975 г.) избрали для себя принцип соединения одновременных, но разнопространственных событий. Монтажный прием позволяет авторам легко и быстро донести до читателей-зрителей содержание романа в стихах. Пространство рисунков распадается на ряд пересекающихся планов. Мир шогенцуковских героев подвергается масштабным сдвигам. Отдельные фрагменты иллюстраций даются в самых разных ракурсах. Используются и другие художественные приемы, позволяющие более остро обрисовать ситуацию, не нарушая в то же время цельность художественного пространства композиций. Бытие шогенцуковских героев окрашивается в своеобразные краски, позволяющие в какой-то мере преобразовать событийный контекст произведения. Иллюстрации обогащены национальными аксессуарами и национальной орнаментикой, создающими богатый декоративный эффект. Игра светотени полна драматизма и очень динамична. Использование такого разнообразия художественных приемов, несомненно, обогатило образно-пластический язык иллюстраций.
Заур Бгажноков и Мухамед Кипов стали соавторами художественного оформления еще одного издания Али Шогенцукова - «Избранного» (Нальчик, 1975 г.). И здесь видна их тяга к комплексному оформлению книги. Каждый раздел сборника (а их в книге четыре) предваряет тоновая иллюстрация, умело вписанная в овальное пространство. И вновь легкость рисунка, изысканность техники приносят им удачу. Как ни отличается эта иллюстративная серия от предыдущей, графический почерк Бгажнокова и Кипова легко узнаваем.
В иллюстрациях ксилографа Александра Глуховцева всегда видно его отношение и к самому литературному произведению, и к его героям. Кадрируя содержание поэмы «Мадина» (Нальчик, 1976 г.), он старается расширить событийный контекст произведения, дополняя рисунки символическими элементами, передающими эмоциональный накал ситуации.
Строгая архитектоничность общего решения отличает и оформление сборника «Избранное» Али Шогенцукова, выпущенного в свет издательством «Эльбрус» в 1980 г. В него вошли четыре произведения писателя: «Мадина», «Юный герой», «Зимняя ночь», «Камбот и Ляца». Гравюры на пластике, выполненные Зауром Бгажноковым, представляют собой как бы декоративно-символическое сопровождение литературного текста. Иллюстрации Бгажнокова замечательны своим художественным и техническим совершенством. Строгий стиль оформления издания, оригинальный мир образов, их пластическая красота и ясность не остались незамеченными. Автор удостоился диплома II степени Всероссийского конкурса «Искусство книги» в 1981 году.
В 2000 году в издательстве «Эльбрус» вышел в свет комплект юбилейных изданий Али Шогенцукова. В сборник на русском языке вошли стихотворения, поэма «Мадина» и роман в стихах «Камбот и Ляца». Иллюстрации и художественное оформление выполнены Валерием Захоховым. Автор демонстрирует иное, чем другие кабардино-балкарские книжники, направление художественных поисков, а, значит, использует другие приемы и средства выразительности. Изобразительный ряд книги состоит из полосных фронтисписов. Автор идет на сознательное обострение образов, используя резкий экспрессивный рисунок. Интересная ритмическая организация композиций, умелая расстановка изобразительных и декоративных компонентов художественного оформления книги сделали ее весьма интересной и выразительной.
Это наиболее значительные иллюстративные серии, выполненные к произведениям Али Шогенцукова. Они свидетельствуют о разнообразии применяемых художниками приемов и средств выразительности, а значит, и о стилистически непохожих друг на друга способах толкования поэзии Али Шогенцукова.
Источник статьи: http://good-article.ru

Вы можете оценить данную статью:

Подобные статьи
Библиотека эзотерики
Группа "Кино" и Виктор Цой. Творчество превыше всего.
Вопросы композиторского сочинительства.
Диск-жокей - артист, играющий в закрытых клубах для слушателей
Детектив - хороший сувенир для полезного времяпрепровождения
Видеокурсы: один раз увидеть или сто раз услышать
Вспоминая. Служитель музыки
Живая музыка в ресторане
Гадание на кофейной гуще.
Чудные звуки полны оптимизма






Рейтинг@Mail.ru