В начало >> Искусство

Вспоминая. Сотворил собственный мир


Автор: Жаухар Аппаева

Искусство Всю жизнь режиссер Казбек Дзудтагов мечтал о театре, где сумел бы реализовать свои творческие идеи и фантазии. Удача улыбнулась ему в 1988 году, когда его назначили художественным руководителем вновь открывшегося театра при Доме молодежи обкома ВЛКСМ. В 1993 году театр «Коврик» взяла под свое крыло администрация г. Нальчика. Многие постановки «Коврика» не просто обогатили театральное искусство Кабардино-Балкарии, а стали одними из его вершин.
Самостоятельной творческой работе К. Дзудтагова предшествовала учеба на режиссерском факультете ГИТИСа у выдающегося мастера сцены Анатолия Эфроса. Педагог помог своему ученику определить специфику его таланта, образного мышления. Стремясь не отстать от современных театральных идей, Казбек Дзудтагов и после завершения учебы в вузе не прекращал учиться самостоятельно, и как только представилась возможность, окончил и Высшие режиссерские курсы ГИТИСа.
Творческая жизнь Казбека Касполотовича в первую очередь была связана с Кабардино-Балкарией. Он ставил на сценах Русского госдрамтеатра им. М. Горького, театра им. А. Шогенцукова, Балкарского госдрамтеатра им. К. Кулиева. Немало постановок он осуществил и на сцене Северо-Осетинского государственного академического театра им. В.Тхапсаева. Премьеру своего последнего спектакля «Будьте здоровы» А. Шено на подмостках этого театра ему не позволила увидеть подкравшаяся смерть. Он с удовольствием работал с разными театрами, но особо любимым им оставался театр «Коврик» - его детище.
Этот театр, несмотря на свою короткую историю, оставил в культуре республики значительный след. За время своего существования «Коврик» успел создать собственные сценические версии пьес, написанных в самых разных стилях - от классических европейских до постмодернистских. В любой постановке слышны отзвуки новых идей, последних открытий в области театрального искусства.
Немецкая делегация, побывавшая на спектакле «Иванов», без конца удивлялась тому, что ей понадобилось объехать всю Европу, чтобы, наконец, в провинции, в каком-то подвале увидеть Чехова, не просто Чехова, а столь замечательную сценическую версию его «Иванова». Поразил их и тот факт, что живой, динамично развивающийся творческий коллектив ютится в сыром, неуютном, совершенно неприспособленном для театра помещении.
Главный режиссер «Коврика» Казбек Дзудтагов долго вынашивал идею поставить чеховского «Иванова», несмотря на то, что это одна из тех пьес, которая никогда никому до конца понятна не была. И хотя по ней было осуществлено много постановок, раскрыть глубинный смысл пьесы так никому и не удалось, Казбек Дзудтагов все же рискнул за нее взяться, и надо сказать, что его попытка не оказалась бесплодной.
Успехов у творческого коллектива было немало. И связано это со своеобразной эстетической программой «Коврика». Она нашла отражение в проекте Казбека Дзудтагова «Театр на пороге 21-го века», с которым он участвовал в конкурсе, объявленном Соросовским институтом открытого общества. Среди 630 руководителей российских театров, представивших жюри свои проекты, он стал одним из немногих, удостоившихся премии.
Небольшой артистический состав «Коврика» был одним из самых работоспособных в республике. Он ставил в год три-четыре спектакля. Театр получал лестные предложения принять участие в престижных театральных фестивалях. На Ставропольском фестивале русской классики спектакль «Иванов» получил весьма благосклонные отзывы гостей и устроителей этого крупного форума театрального искусства.
То, что все гастрольные спектакли «Коврика» шли с аншлагом, вполне объяснимо. Профессионалы были наслышаны о театре: «Коврик» неоднократно становился объектом внимания московских критиков. На страницах столичных газет и престижных театральных журналов появлялись статьи о творческом коллективе. Естественно, как одно из новых, любопытных явлений театрального искусства страны, он породил и устные легенды.
Выступления нальчан на гастролях, а это спектакли «Иванов» Антона Чехова, «Мсье Амилькар» Ива Жаммиака, «Цианистый калий» Хосе Мильяна, «Лекарь поневоле» Жана Батиста Мольера (все - в постановке Казбека Дзудтагова), «Оркестр» Жана Ануйя и «От рахат-лукума до рок-н-ролла» (режиссура Владимира Теуважукова) и «Наш декамерон» Эдварда Радзинского, поставленный Вячеславом Тумановым, получили широкий общественный резонанс, привлекли внимание прессы, радио, телевидения, но, главное, вызвали восторги коллег и обычных зрителей.
Каждая из показанных вещей была необычайно серьезной по своему замыслу и способу реализации, не походила на другую ни по стилю, ни по жанру, ни по особенностям раскрытия образов. Столь же оригинальными и выразительными были режиссерское решение и художественное (часто аскетичное) оформление спектаклей.
В широком признании «Коврика» немаловажную роль играла его репертуарная политика. За годы функционирования театра на его подмостках с огромным успехом прошли спектакли «Оркестр» Ж. Ануйя, «Охота на носорога» Н. Гумилева, «Убийство Гонзаго» Н. Йорданова, «Трамвай желание» Т. Уильямса, «Звезды на утреннем небосклоне» Л.Петрушевской и другие. И в этом большая заслуга не только режиссера и художественного руководителя Казбека Дзудтагова, но и воспитанных им мастеров актерского искусства.
Источник: газета "Северный Кавказ"
Источник статьи: http://good-article.ru

Вы можете оценить данную статью:

Подобные статьи
Мухадин Кишев: «Самое лучшее - ни на кого не оглядываться»
Интернет- доступность шедевров голландских живописцев
Жизнь приобретает новый смысл в фотокниге
Колин России – азербайджанский фотограф, влюбленный в Баку
Фото Петербурга
проклятая картина Билла Стоунхэма
Летний сад на "Фото Петербурга"
Термин аниме - истоки происхождения, интересные факты в данной статье
Можно сказать, самое древнее мастерство нанесения татуировки
Техника рисования в Древней Греции






Рейтинг@Mail.ru